2011-11-09

klangtao: (Default)


Богослов.ру: Новая Пентархия — новая соборность?


Гипотетическая возможность смещения в диптихах Вселенского патриархата (и без того не совпадающих с московскими) Москвы с пятого места на шестое, похоже, окончательно трансформировались в РПЦшном инфополе в "попытки возрождения на Востоке института пентархии". Какая разница, что в самих древних патриархатах это слово и близко не всплывает - да и не может по причине того, что никакой магии числа "пять" там не знают, следовательно, пятое место Московского патриархата ничем не выделяет его на фоне остальных новообразований (хотя при поставлении Московского патриархата его возможность аргументировалась именно образовавшейся после отпадения Рима вакансией)? Какая разница, что о пентархии там говорят в чисто историческом плане, имея в виду строго определённый состав поместных церквей, в котором первое место занимает Римская - и попытка ревизии этого понятия скандально пошла бы вразрез с экуменической политикой патриара Варфоломея? Какая разница, что нелепо говорить о "возрождении" того, что никогда не существовало как "институт" и юридическое понятие, что признают на том же Боголове.ру? О "возрождении пентархии" сперва говорили образно, в порядке хлёсткой шутки, потом предположительно, а теперь уже с уверенностью и чуть ли не как о состоявшемся факте.

За этой истерикой стоит чёткое осознание собственного бессилия, неспособности замутить собственный проект, альтернативу Синоду "4+1" - какое-нибудь Совещание церквей славянской традиции. Международный авторитет, в том числе и внутриправославный, РПЦ растратила за двадцать лет так же бесповоротно, как уважение в обществе и замечательные беспрецедентные стартовые возможности, которые имела на рубеже 80-90-х. Показательна в этом смысле фраза в статье "Вот реакция некоторых Поместных Церквей на «кипрское желание»", после которой говорится... правильно, об отсутствии всякой реакции. Никому эта проблема, неадекватно беспокоящая РПЦ, нафиг не нужна, как никому не нужна и сама РПЦ.
klangtao: (Полный превед!)
В серии постов "форматной", вероятно, в своих глазах матушки [livejournal.com profile] anromashka, вызванных смутившим её имиджем "неформатной матушки" [livejournal.com profile] holesika, прозвучало замечательное:

Пришла пора вспоминать, как в свое время мы приходили к Богу- как нас гоняли из храма в 90 годы за малейшую провинность во внешнем облике, как мы, девчонки, не боялись ходить посмешищем в институт и не переживали за резкое изменение своей внешности в связи с воцерковлением.

Как мы бежали в храм, как любили храм, как радовались клиросному послушанию!

Ведь в Церкви тогда не было ни молодежных клубов, ни танцев, ни велопоходов, ни викторин и "молодежных встреч". Можно было только молиться в храме, чтобы чувствовать себя православным человеком. Никаких других форм выражения своей веры не было.
Молиться, поститься и слушать радио "Радонеж")))


Действительно, пришла пора вспомнить это, чтобы осознать, почему РПЦ сегодня больна так бесповоротно и неизлечимо. Обращаю внимание - речь о не о 80-х, когда и вправду не было иных возможностей по объективным причинам, а о 90-х, ближе к середине (Анна 1976 года рождения). В те годы у постсоветских протестантов и католиков, начавших с тех же стартовых позиций, всё перечисленное не только существовало в полный рост, но уже начало устаревать как вчерашний день, требуя поиска новых форм благовестия и внутрицерковной работы. В РПЦ же именно в эту пору активно душилась всякая инициатива яко ненужная, на всё, что горит и шевелится, вешался новоизобретённый ярлык "неообновленчества". Диакон Кураев высмеивал баптистские методы миссионерства - те самые, которые сегодня, не смущаясь, плагиатит... В общем, действительно оставался эскапизм и упоение собственной инаковостью, такое естественное для юношеского максимализма. Тем более, инаковость-то была особая, с шармом - не секта, не маргиналы, а элита, сливки общества. Церковь была так же далеко от масс, как сейчас, но массы себя от неё ещё не дистанцировали и, в общем-то, уважали по старой памяти, хотя и не прислушивались, а жили собственной, не пересекающейся с ней жизнью.

А сегодня, когда былой авторитет церкви в народе стремительно сходит на нет, остаётся подсознательно стремиться вернуться в те годы, когда никто ничего не трогал, и всё работало, и было так замечательно в плане потешить самолюбие в уютном мирке за церковной оградой... А на что тут сетовать? ведь ничего и не изменилось - кроме времени...

Style Credit