2008-09-02

klangtao: (Шрек)
Параллельно с милой беседой о национализме встрял в очередной спор с протестантом "о молитвах святым".

Типологически одно к одному, такой же бег по кругу: слово "молитва" означает общение с Богом, то есть поклонение - следовательно, те, кто обращаются в молитве к Богородице и святым, язычествуют, поклоняясь твари вместо Творца. Все попытки растолковать, что такое значение это слово имеет лишь в рамках протестантского "предания", что для самих молящихся оно означает просто общение и просьбу (в данном случае - просьбу молиться Богу о нас), что их тексты, естественно, не содержат ни намёка на поклонение, что, наконец, сами они занимают максимум десять процентов по сравнению с непосредственными обращениями к Лицам Пресвятой Троицы - оказываются под "слепым пятном".

Их даже не игнорируют - просто не замечают.

Из речевого потока вычленяется только слово "национализм" "молитва" и влечёт за собой весь комплект ассоциаций и семантических гнёзд. "Приветствие ангела к Марии, очевидно, никоим образом НЕ является молитвой к ней", чтение же почти дословно воспроизводящей его "Богородице, Дево, радуйся" - греховное "Мариослужение" ©. Просто потому, что маркировано словом "молитва", за которым гроздью тянется связка "молитва - поклонение - не Богу - язычество". Объяснение, что просьба молиться друг за друга живущих христиан функционально ничем не отличаются от такой же просьбы, обращённой к святым, воспринимается или как неумная шутка, или как лицемерие: "вы что, не видите, что это совершенно разные вещи?"

Здесь даже не блочное мышление, а синкретично-мифологическое. Слово оказывается атомарным, его использование магически вызывает к жизни заключённый в нём смысл - разумеется, вкладываемый в него в "нашей" культуре и традиции, а значит, единственно возможный.

Такая связь мыслится настолько нерасторжимой, а нерасторжимость сия - настолько очевидной, что собеседник естественно подозревается во лжи и двойных стандартах. "Да, теоретически это, может быть, и так, но"... В качестве "но" сыпятся примеры "народного благочестия" (намного чаще умозрительные, чем реальные), суеверия каких-то осетин, для которых "Христос тоже Бог, но не главный, а главный - Георгий Победоносец" и "слышанное собственными ушами" молебное пение "Святый великомучениче Пантелеймоне, спаси ны, тебе поклоняемся и служим" (ответом на настойчивую просьбу показать нечто хотя бы отдалённо похожее в богослужебных текстах с Ортлиба неизменно служит гробовое молчание: придётся ведь как-то объяснять аберрации своего восприятия, а то и извиняться).

Как вариант, обвинение может последовать не в лицемерии, а в промытости мозгов, индоктринированности "православно-католическими лжеучениями". Пятидесятники и харизматы ещё могут добавить: поражённость вирусом одержимость духом идолопоклонства.

Так со словом "молитва". Точно так же со словом "национализм".

Но если механизм мифологизации в первом случае легко объясним (недостаток по-настоящему глубокого молитвенного опыта ведёт к ритуализации молитвы, сакрализации самой процедуры вместо объекта, поэтому её анализ подсознательно воспринимается как кощунство... надеюсь, ни для кого не надо специально подчёркивать, что это имеет место абсолютно во всех конфессиях?), то нерасчленённое восприятие многими отнюдь не глупыми людьми слова "национализм" и всего, что с ним связано - тема неисследованная. То бишь понятно, что и в этом случае мы имеем дело с мифологическим сознанием. Но что его формирует?




P. S. Задали резонный вопрос: если "национализм" и "патриотизм" на самом деле означают, в сущности, одно и то же, да к тому же настоящий националист каким-то непостижимым образом оказывается ещё и космополитом ! ) то зачем вообще использовать это слово, которое у многих вызывает нездоровые ассоциации, а не называть себя просто патриотами?

Отвечаю. Понятие патриотизма, любви к родине - из области чувств, причём весьма и весьма интимных. "Называть себя патриотом" так же претенциозно и нелепо, как называть себя "искренне верующим". Во-первых, в первом лице такие слова принципиально не спрягаются. Во-вторых, их ещё элементарно надо заслужить. В-третьих, если хочешь сказать "я практикующий христианин", то так и говори, а не выпендривайся, используя слова с оценочным значением.

Патриотизм - это чувство любви и подтверждающие его дела и порывы. Национализм - гражданская позиция.

Если, конечно, сыновья любовь к Отчизне является лишь абстрактным понятием и политическим лозунгом, то, конечно, можно называть это одним словом и не чувствовать фальши. Но у меня язык не поворачивается.

Так что извините, ребята, но "национализм" - слишком уж хорошее, а главное, нужное слово, чтобы отдавать его на поругание. Как изнутри, ксенофобствующим псевдонационалистам, так и извне, вам.

Style Credit

September 2022

S M T W T F S
    123
45 678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by Dreamwidth Studios