klangtao: (Полный превед!)
[personal profile] klangtao
В студенческие годы я, помнится, зачитывался в университетской библитотеке "Политикой" Юрия Крижанича, кайфуя не столько от содержания (тоже, впрочем, доставлявшего), сколько от языка оригинала - добротной, а для славистики 17-го века, пожалуй что и гениальной лингвосистематизации, но позиционируемой на полном серьёзе как очищенный от "чужебесия" ruski jezik (естественно, корень всем славянским языкам, как и "Рускиь" народ - предок всех рассеявшихся-де от московии славянских племён), будучи в своей основе вполне очевидной хорватской чакаво-кайкавщиной.

А сейчас на старости лет читаю "Граматично исказанје" - филологический оргазм ещё круче. А преамбула-то какова!

Гди бо вь ко'iемь наро'ду ни^ст кньи^жних писа'тельев: ни кралье'вских прика'зов, и наро'дного устроiе'нiа во власти'том iези'ку: тамо iези'к овика'iет ви'т ови^лниьи, и о'т дне до' дне твори^тсе строiни'ьи.

I'нo потому' у Болга^р ни^ст чесо иска'т: та'ко бо та'мо ieзи'к iecт изгубль'eн , да му ieдва' сли^д ocта'ieт. У Ле'хов полови'на риче^ь iecт от и^них разнитих iези^ков прими^шена. Вь Че'шских кньи'гах обрита'iетсе ieзи'ьк чистиьи от Ле'шского : далихо и о'н нема'ло закалье`н. А Се'рбльани па'к и Херва^ти та'ко сут изгуби'ли своiy де'динску беси'ду, да оприч дома^шньего ди'ла, ни об каковомже и^ном дилу немогут коieie годни'ie по'висти сотвори'т: и како iecт oт ньи'х ни'кто написа'л, Хервати, ди^, и Се'рбльаин всими' ieзи'кми говоре^т , а ни'чесоже неговоре^т. Пе^рва бо у ньи'х ри^ч iecт Ру'ска, втора Вуге'рска, тpе^тia Ниме'чска, четве^рта Ту^рска, пета Гре^чска , или Вла'шска, или Арбана'ска. Си'це та'мо roвope^нie iecт изкажено , по прими'си ту^джих риче^ь. (...)

Билору'скиь пак ieзи'к не' ме'нье от Херва^тского и от Ле'шского, него па'че и ме'рже ieст изкаже'н, и нару^жен , и вса'кими странщина'ми и превра'тми засмеще`н. (...) Си'це же и по i^них Ки^iевских кньи'гах все' по'лно iест тако'вих нака^з и мерзосте^ь, ко'их ни^ст возмо'жно че'ст, без огньу'си и без возру'шенiа желу'дца на бльува^нiе. Билору'сiани во вь подивлье^нiу держе^т вса'киie Ле'шскиiе нара'ви, и зако'ни, и ieси'к, и изража'т ьнх насто'iет. Би'дущ пак да Ле'шска отми'на от прими'си разни'тих iези'ков преизли^шно iecт загньу'шена : ни^ст чу'до, iежe Билорусiани из калного' студенца че'рпаiущи, немо'гут нам пода'т чиста' напо'iа.

А про прево'д све^тих бо^жь"их и цирко^вних кньи^г , ко'iе нам преведо'ше Гре'ки , что' рече'м ? Ни'ст нам три'ви на се' отвеща'т; ди'ло са^мо говори^т. Несмотри^м ми^ того': ieжe сут прево'дники ни'коiе Гре'чскиiе и Ниме'чскиiе ри^чи, а Лати^нских и дово^льно число , без ну^джи вь кньи'ги вписа'ли : него се' обличит пону^джно мopa'iем: како сут Гре^ки на'шу беси'ду на cвoie' копи'то наби'ли : се' iecT, ве'с соста'в и oбли^чie на'шего ieзи'ка (:по обзо'ръ на сво^ь ieзи'к:)изо дна' изврати'ли и претвори'ли : тако да ни он ieст Гре'чскиь , ни он Ру'скиь ieзик.

И по факту же прав. А вот оценочная сторона фактов на фоне суржика, на котором эти серьги сёстрам развешиваются, выглядит совершенно уморительно...

Хотя, справедливости ради, фантазий не больше, чем, скажем, у Мелетия Смотрицкого, причём они столь же конструктивны и для своих целей, что называется, прогрессивны. Регламентирующие грамматики - это ж по определению совершенно иной жанр, нежели описательные.

Только вот не поимело спрос. Как и прочие изыскания Крижанича. А тем временем его сосед по Тобольской ссылке протопоп Аввакум (Крижанич пишет, что даже пытался как-то к нему наведаться, но тот, знамо дело, папежника необрезанного не пустил на порог) писал свои ядовитые филиппики, которым и довелось стать первыми литературными памятниками москальской мовы.

Сука-судьба.

А ведь могло всё сложиться иначе.

Если бы царь Алексей наш Михайлович, раздеребанившись с Никоном, был чуть решительнее, а с другой стороны, вовремя разглядел, что бодяга с расколом зашла слишком далеко и продолжает набирать обороты, то он, видимо, стал бы искать компромиссов со старообрядцами, реальным проявлением которых становятся шаги отката от грэкофильства. Расстановка всех точек возлагается на собор 1666-67 г.г., который мыслится царём как форум национального примирения. По итогам февральской сессии 1666 года не только осуждаются никоновские реформы (не как еретические, а как не принесшие мир и устроение в церковную жизнь), чем, как рассчитывали Алексей Михайлович со советникы, всё и ограниится ко всеобщему согласию и благорастворению воздухов, но и вопрос о православности Восточных патрирахатов, который был вынесен для положительного вердикта в обмен на это осуждение, решили не поднимать вообще, а перенести на второй этап Собора, когда главы и представители поместных церквей прибудут для суда над Никоном. Это создаёт некую нервозность, но царь уверен, что ситуация под контролем, до скандала дело не доведут.

Однако за полгода расстановка сил заметно меняется. На соборе радикалы, сгруппированные вокруг харизматического авторитета Аввакума и Лазаря (представительствовавших от белого духовенства), сразу же после низложения Никона склоняют восточных к требованию осудить триперстие и трегубие (по-своему логично считая это охренительным компромиссом - книги-де ваши привести в соответствие московским не требуем и вообще не вникаем, что там у вас могут быть за ереси).

Народ, естественно, офигевает, Паисий с Макарием объясняют очевидную вещь, что такие вопросы с кондачка, без собора не решаются. Нивапрос, говорят наши зилоты, присягните с клятвой, что созовёте соборы у себя по прибытию. Те снова призывают во свидетели Капитана Очевидность - мол, слухи побегут впереди нас, искажаясь до неузнаваемости с каждой сотней вёрст; если мы хоть что-то пообещаем, то по возвращении окажется, что нас уже заочно низложили, отпели и переизбрали - и какой вам от этого будет профит? Забыли, какая у самих пошла веселуха после Баламандского соглашения Флорентийского собора? Константинопольские, Иерусалимские и грузинские легаты вторят: а у нас вообще таких полномочий нет. В общем, отпустили всех с миром и охраной - Никон низложен, вудка выпита, шуба на седой лисе с царского плеча подарена, никого больше не задерживаем. А уже вослед отпущенным слушают-постановляют прервать общение и прекратить поминовение, пока те у себя еретические нестроения не поправят.

Тут Алексей Михайлович в отчаянии хватается за жо...лову. Собачиться с православными патриархами, конечно, не впервой, и память о незалежной Московской митрополии ещё свежа. В конце концов, у кого армия и флот, тот и Третий Рим. Но тут же, массаракш, Киевская митрополия... Зилотам на неё, понятное дело, с огромным прибором это самое: дескать, от этих хохлов-обливанцев и попёрли все ереси. Державных интересов не секут. А те уже подбивают бабки, чью сторону выгодней занять в этом внезапно подкравшемся расколе. Приходится задабривать их пряниками (кнут-то ещё сплести не успели), из которых главный - назначение местоблюстителя Киевской митрополии епископа Мефодия одновременно местоблюстителем вдовствующего Московского патриархата (в сложившихся условиях спешить с избранием нового патриарха, которого из-за демарша зилотов оказалось некому ставить, нет смысла)Таким образом царь надеялся не только выступить ва-банк против Константнопольского патриарха, но и, с другой стороны, приструнить вышедших из-под контроля ревнителей, а с третьей - подготовить механизм интеграции Киевской митрополии в Московский патриахат, если разрыв с грэками уйдёт глубоко в безнадёгу. Решение разумное, хотя и рискованное.

Но пряники пряниками, а тут же ещё и вся идеологическая парадигма и всё родосоловие царской власти и российской державности летят к гребеням... Вот и приходится ко двору "Сербин", сосланный в Сибирь под видом государевой службы и регулярно спамящий оный двор своими писаниями. Которые, видимо, доходят и прочитываются, так что царю прекрасно известна программа Крижанича, привлекающаяя сейчас как раз антигрекофильским пафосом и проработанной концепцией русоцентричного панславизма. Причём очевидно, что от самой программы без автора, который, похоже, чётко представляет, с какой стороны за неё браться, толку мало.

Крижанич спешно доставляется из Тобольска в Москву...

(Далі буде)

Style Credit

September 2022

S M T W T F S
    123
45 678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by Dreamwidth Studios